Skip to content

Вы не найдёте ничего нового в моих словах, что мы живём в мире, полном трагедии. Часто люди стали задаваться вопросом справедливости (где она?) или придавания себе особой значимости (почему я? за что?) Любой здравомыслящий человек никогда не будет поддерживать насилие в какой-либо форме. Но поговорить я хочу не о тех, кто его причиняет, а о том, как мы к этому относимся. В этой статье я больше сфокусируюсь на моменте, связанном с тем, как мы уверены в своей “хорошести”, что не заслуживаем никаких потрясений. Так как тема довольно чувствительная, то сразу приношу извинения тем, кого она может задеть. Но живём в такие времена, когда нужно рубить с плеча и меньше сюсюкаться, как бы нам неприятно не было. Умники же любят писать о выходе из зоны комфорта – приступаем!

Мало кто из нас думает о себе плохо, а тем более считает наказания и напасти “справедливыми” в свой адрес. “Я не без греха”, “я не идеален/святой”, “я в монахи не уходил” и тому подобные фразы мы слышим часто, претендуя на “честность”, за которыми обычно следует что-то вроде “но в целом я хороший человек”. Кто оценку дал? Мама? Или жена, муж? Может лицемерные друзья, как часто в нашей жизни бывает? Или вы сами так подумали и решили, что такое хорошо и что такое плохо? А что если вы натыкаетесь на конфликт с другим человеком элементарно в бытовых вопросах, где ваши системы координат не совпадают? Кто будет плохим (не прав), а кто хорошим (прав)? Нужна какая-то универсальная безупречная система ценностей, которая не бросает тени сомнения на свою безупречность.

Прежде чем продолжу писать, сделаю сноску: это не прохристианская статья с элементами пропаганды. Но если у кого-то есть предвзятости в адрес христианства, предлагаю на этом моменте прервать чтение и пойти почитать что-то, что является лицемерным “поддакиванием” вашему чувству собственной уникальности, дабы в очередной раз убедить себя в своей правоте, тыкая пальцем на всех вокруг с обвинениями, вместо того, чтобы начать производить изменения в себе. Потому что я опираюсь на христианскую систему ценностей и буду брать за основу именно её.

«Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной». В «Бесах» этот посыл еще более усиливается знаменательным уточнением: «Если бы математически доказали вам…»

Это слова великого русского писателя Ф.М. Достоевского, которые подчёркивают то, что человечество само по себе не придумало никаких идеалов и ценностей выше, чем те, которые проповедовал Иисус Христос. И их сложно придумать. Почти любое общество, радикальная организация строятся на этих ценностях, подстраивая их под свои нужды, тем самым опрадывая свои деяния. И наш “хороший-плохой человек” также основывается на них, с “незначительными” изменениями под наш образ жизни, что можно было бы назвать современным английским словосочетанием “custom made” или “сделанное индивидуально под себя”. Мы привыкли выделяться, быть “уникальными”: нам нужны именные подвески на шее; уникальные чехлы на телефон; одежда, не дай Бог у кого-нибудь такая же будет – это катастрофа! (прости, Господи, за упоминание Твоего имени в суе) Автомобили, тюнингованные оформленные по собственным прихотям – это всё требует общество потребл%дства. Такова его природа. Но при этом: “Красть всё это ни-ни! Убью! А! Пардон. Убивать же нельзя… (я ведь хороший человек) Ну, тогда отомщу так, что мало не покажется. Око за око… так ведь вроде в вашей Библии говорится?” – это стандартный набор мыслей “потреблятеля” (дальше будет без кавычек). Нам важен наш комфорт и он на первом месте. И судим мы в стиле “ну я же никому ничего плохого не сделал”. Хорошего, полагаю, тоже не особо много. Но суть не в этом. Мы часто пытаемся “отсидеться” в стороне по жизни, махнув рукой: “Ааа! Без меня справятся!”

А теперь представим, что с нами происходит какая-то трагедия. Уточнять какая именно не будем, каждый может себе вообразить оную в соответствии со своим восприятием вещей. И мы вопрошаем, даже лучше сказать, взвываем к Богу, в которого не особо-то и верим (но кому-то же нужно предъявить за несправедливость): “За чтооооо? Я ведь никому зла не сделал! Почему? Это не честно!”

"Whyyyyyy?" Известная сцена из фильма "Не Грози Южному Централу"

Бог таким удобным “козлом отпущения” становится. Бездушной вселенной, которая ещё вчера “помогала” исполнять все самые сокровенные желания, как-то глупо предъявлять за это. А про карму-то и говорить не приходится: она ведь возвращается только к плохим людям! А мы-то хорошие, правда? Вот и остаётся “несчастный” Бог, которого мы вспоминаем только когда припекёт и обращаться больше не к кому за помощью, либо же когда всю ответственность нужно на кого-то за несправделивость перекинуть.

В этой публикации я не буду углубляться в промысел Божий, ограничусь лишь известной цитатой, которая может встречаться с незначительными изменениями: “Никогда не требуй справедливости у Бога, если бы Бог был справедлив, то давно бы уже тебя наказал.” Потому что Бог не справедлив, а милосерден.

Также, когда мы находимся в некой опасности, порой возникают следующие мысли: “Мне ещё рано умирать! Я ведь такой незаменимый! Много кому помогаю. То-то и то-то умею! Как же мир без меня будет? Нет, сейчас мне помирать точно нельзя. Господь не допустит!” Знакомо? Если нет, то слава Богу. Но из этого мы видим, что очень часто мы хотим в очередной раз встать на место Бога и вершить судьбы за Него. Он везде нам мешает по жизни, а нужен только как официант – по требованию: “Чего изволите? Чего хотите?” В спокойные времена мы очень круты и самоуверенны: хорошая работа, жильё, красивая пассия. “Бог там какой-то средневековый только ограничивает меня в моём прогрессивном образе жизни.” – думает потреблятель, будучи тем самым рабом удобств и комфорта. И я не против этих самых удобств и комфорта, но настают времена настоящие и такими же становятся люди.

Сегодня прилагательное “настоящий” чаще звучит как комплимент, в то время как оно может иметь и обратный эффект. Мы все становимся настоящими, такими какие мы есть. Хотим мы этого или нет. Обстоятельства срывают маски. Кто-то настоящий Человек, а кто-то настоящий лицемер. Но об этом будет в другой статье.

О настоящих людях, или где же справедливость?